12

Школа принимающих родителей.

 В нашей стране в массовом сознании уже, так или иначе, представлена идея важности семейных форм устройства детей-сирот. Всё больше граждан высказывают желание принять в свою семью неродного ребёнка. Чтобы минимизировать существующие трудности и предотвратить возможные проблемы (самой острой из которых являются вторичные отказы), государство инициирует создание служб, призванных оказывать помощь кандидатам в принимающие родители и самим принимающим семьям

Уже два года, как в Центре «Перекрёсток» работает Школа принимающих родителей. Этот проект возник при поддержке уполномоченного органа опеки и попечительства Управления образования города и направлен на то, чтобы оказать консультативную, методическую, просветительскую помощь будущим усыновителям и опекунам.

Согласно юридической практике, любая семья, в которой ребенка воспитывают не кровные родители, называется замещающей. Однако, очевидно, что новая семья может принять ребенка, но не может заменить кровной семьи. Вот почему в своей работе Центр «Перекрёсток» вслед за другими российскими организациями использует вместо термина «замещающая семья» термин «принимающая семья». К принимающим семьям относятся семьи усыновителей, опекунские и приемные, детские дома семейного типа, все формы патронатных семей, а также другие формы семейного устройства.

Чтобы минимизировать существующие трудности и предотвратить возможные проблемы, система работы с принимающей семьей должна опираться на следующие принципы:

1. Сопровождение начинается с момента принятия будущими принимающими родителями решения о воспитании ребенка в своей семье.

2. Приемная семья рассматривается как система.

Опыт работы служб сопровождения показывает, что ребенок, попадая в приемную семью, взаимодействует не только со взрослыми, которые занимаются его воспитанием, но и строит отношения со всей семьей в целом. По сути, ребенку необходимо адаптироваться ко всем членам семьи сразу (другим детям, бабушкам, дедушкам). Семья, в свою очередь, не способна избежать изменений, несмотря на свое сопротивление. В итоге – семье придется перестроить существующие структурные отношения, либо произойдет неприятие ребенка и, как итог, возврат ребенка в сиротское учреждение.

3. Приемная семья изменяется со временем, переходит из одного состояния в другое.

По этой причине считается более целесообразным проводить социально-психологическое сопровождение приемной семьи с учетом ее поэтапного развития. То есть делать это на всем протяжении ее формирования. Такой подход позволяет не только способствовать развитию гармоничных отношений в семье, решать сопутствующие проблемы, преодолевать кризисы, но и отслеживать стратегию ее развития и прогнозировать возможные трудности (Куфтяк Е.В., 2009).

Работа с профессиональной принимающей семьей включает несколько этапов:

Этап диагностики и оценки потенциальной принимающей семьи. Это наиболее важный и ответственный этап в построении работы с данной группой семей, но, к сожалению, недостаточно проработанный в существующей литературе по проблеме. Как модель – комплексная оценка должна состоять из анализа ряда областей:

1. Когнитивный (интеллектуальный параметр) – в первую очередь здесь должны учитываться представления и знания родителя о психических и характерологических особенностях ребенка-сироты, потребностях, интересах и ценностях приемного ребенка, учет индивидуального своеобразия развития ребенка.

2. Личностный уровень готовности к приему ребенка, включающий мотивацию, ожидания и установки по отношению к будущему приемному ребенку.

3. Деятельностный уровень готовности – опыт воспитания собственных детей, в том числе способы поддержания дисциплины и установления границ, стиль обращения с детьми; собственный детский опыт.

4. Семейный уровень готовности к приему содержит функционирование семьи как системы, готовность сотрудничать со специалистами. Оценка семьи как неспособной выполнить принимающую заботу (или отсрочка решения о принятии ребенка в семью) помогает в будущем предотвратить отторжение детей в принимающей семье и ее распад.

Этап обучения кандидатов в принимающие родители. Подготовка семейных воспитателей является ключевым фактором успешного помещения ребенка в семью. По данным разных источников, хорошая подготовка помогает уменьшить число поведенческих проблем у детей; наладить бесконфликтные отношения со специалистами, оказывающими семье поддержку; постоянно совершенствовать родительские навыки, не сталкиваясь с проблемой эмоционального выгорания.

В приемную семью, в большинстве случаев, поступают дети, имеющие какие-либо отклонения в развитии или заболевания. Уход за ними и их воспитание способны осуществить лишь лица, получившие, по крайней мере, первоначальную психолого-педагогическую и медицинскую подготовку воспитателя детей-сирот. Во многих странах, кроме финансовой дотации, обучающие программы для фостерных семей являются обязательными. Так, в Венгрии, родители, если количество детей в их семье не превышает 5, обучаются по 60-часовой программе. Для профессиональных фостерных родителей, берущих на воспитание до 8-10 детей, предусмотрена 360-часовая обучающая программа. Лабораторией проблем социального сиротства НИИ детства Российского детского фонда разработана программа профессионального минимума обучения приемных родителей, которая «предназначена для организационной подготовки или самообразования приемных родителей» с объемом 72 часа. Значительное количество программ разработано и внедрено в практику региональной работы по семейным формам устройства детей. По сути, большинство подобных программ состоит из тематических блоков, в которые входят:

-       юридический блок (ознакомление с правами и обязанностями принимающей семьи и пр.);

-       медицинский блок (особенности физического развития по возрастам, основные диагнозы и пр.);

-       психолого-педагогический блок (психологические особенности ребенка-сироты, возможные проблемы и пути их решения, развитие навыков общения с детьми);

-       социально-экономический блок.

Важной составляющей любой программы является формирование мотивации у принимающей семьи на сотрудничество со специалистами Центра, что должно способствовать эффективному развитию принимающей семьи и не допустить ее распада.

Программа, по которой осуществляется подготовка кандидатов в «Перекрёстке» основана на программе, утверждённой Министерством общего и профессионального образования Ростовской области и дополнена материалами, которые наши специалисты получили на специальном обучении в Институте интегративной семейной психотерапии (г.Москва). Она также включает все необходимые тематические блоки и длится 24 часа.

Этап сопровождения принимающей семьи. Этот этап реализуется в свободном режиме общения, наблюдения, консультаций принимающей семьи со специалистами Центра «Перекрёсток» по насущным вопросам, возникающим в непосредственном контакте с ребёнком.

На момент написания статьи Школа на базе «Перекрёстка» уже вручила сертификаты о пройденном обучении восьми группам выпускников. Надеемся, что принимающие родители и принятые дети обретут друг в друге истинный смысл жизни.

Коваленко Наталья, руководитель программы ШПР.

МБУК Федеральный портал "Российское образование" ГОСУСЛУГИ