12

Ремень или воспитание?

 
Если мы привыкли наказывать своего ребенка физически,  ЧЕМ ЗАМЕНИТЬ ТАКОЕ НАКАЗАНИЕ?"



    Обычно, физическое наказание сопровождается: негативными эмоциями, оскорблением личности, доминированием над личностью ребенка.

    Это уже значительно больше чем наказание, и сложно отучить родителя, предложив: не бить!

    Тем более в некоторых случаях, неосознанной целью наказания является " утилизация негативных эмоций" (в этом случае, прежде всего необходима работа с родителем).

Варианты решения:

    Во первых, родителю необходимо научиться наказывать неэмоционально. Это значит, что если ребенок совершил проступок, не нужно спешить с наказанием. Необходимо успокоиться,  признать себе что мы чувствуем (кстати это признание снимет часть раздражения), и только после того, как почувствуем что спокойны, необходимо "выдохнуть" и подготовить себя к следующему:

1. Что необходимо сказать.
    Если наша цель - воспитать а не просто наказать, то необходимо найти такие слова и примеры, которые будут однозначно понятны нашему ребенку. Если ребенок украл, можно согласиться с ним, что есть соблазн взять чужое, но каковы последствия для того, кто лишился: "а если бы у тебя украли, ты бы что почувствовал. А если бы папа украл машину, что было-бы с папой потом?".   В некоторых случаях ребенок сам может исправить ситуацию (починить, извиниться, вернуть и т.д.), не будем лишать ребенка возможности сохранить свое лицо, признать свою ошибку.

Отдельная тема: обидные слова,  которые направлены на личность а не на поступок. Есть большая разница между фразой "ты дурак" и "ты поступил не подумав".
Содержание теряет смысл, если форма подачи негативная.

2. Как необходимо сделать.  
    Если мы будем кричать - ребенок просто не поймет когда началось наказание. Он уже наказан нашим криком.  При физическом наказании, мы еще больше отдаляемся от ребенка. А после ремня, чтобы наверняка, ребенка зачастую лишают прогулки, радостей, нормального общения.

    Если ребенок до конца не понимает в чем его ошибка - необходимо ему помочь самостоятельно сделать вывод.
Если есть возможность исправить проступок - пусть исправляет сам.

    Воспитывать в ребенке ЧЕЛОВЕКА невероятно сложный и ответственный процесс, но результат такого воспитания мы сможем наблюдать значительно раньше чем нам кажется.

Дорогие родители, хочу пожелать всем нам терпения и успехов.

Дмитрий Нестеренко (педагог-психолог).

 

МБУК Федеральный портал "Российское образование" ГОСУСЛУГИ