12

Материалы

Нестеренко Дмитрий Анатольевич,

педагог-психолог МБОУ центр психолого-медико-социального

сопровождения «Перекресток» (г.Батайск)

 

 

План мероприятий по реализации пилотного проекта

«обучение и сопровождение школьных медиаторов»

на базе Центра Примирения

 

В вопросах реализации школьной медиации есть много нюансов. Само направление ШМ достаточно молодое, требует высокой подготовленности педагогического состава, временных ресурсов, практики и качественного сопровождения специалистов.

Спрос на данную услугу есть, но к сожалению, пока достаточно не осознан!

Впервые я прошел курс обучения по программе «посредничество в конфликте» еще в 2010 году. О школьной медиации тогда еще только говорили. Первая проблема, с которой мне пришлось столкнуться – объяснить коллегам, знакомым и потенциальным сторонам, что такое медиация и почему ее выгодно и необходимо использовать в некоторых случаях. После небольшой презентации и ответов на множество вопросов моим коллегам, услуга медиации стала одним из инструментов психологического Центра в котором я работаю. Если в череде вышеописанных событий убрать такое звено как «презентация», то у меня не было-бы шансов применить эту технологию, так как о ней никто бы не узнал.

Давайте представим среднюю школу и специалиста из которого школа решила сделать медиатора. Кстати в каждой школе такой специалист уже должен не только быть но и практиковать, и не только практиковать а создать соответствующую службу.

Судя по моим данным в Ростовской области и Краснодарском крае реально действующих школьных медиаторов ничтожно малое количество.

На мой взгляд это связано с несколькими трудностями:

  1. Школа не совсем осознает зону компетенций школьного медиатора.
  2. Новоиспеченный школьный медиатор не получает запрос на свою услугу (преподаватели, родители и дети не знают о такой услуге).
  3. Получив запрос школьный медиатор (в силу профессиональной привычки) работает со сторонами в качестве психолога.

Для реализации на базе школ служб примирения, нужен системный подход, включающий:

  1. Создание представления для всего педагогического состава школы, руководителей, родителей и детей (всех потенциальных сторон) о современной процедуре «школьная медиация».
  2. Определить зону ответственности школьного медиатора и вынести ее за рамки иных видов конфликтов, более эффективно разрешающихся иными способами.
  3. Создать условия для профессионального сопровождения школьного медиатора, включая повышение квалификации, обмен опытом, профессиональные конкурсы, аттестацию и сотрудничество с другими школами в рамках сетевого взаимодействия.

 

Работая со школами в качестве привлеченного специалиста, я понимаю, что реализация вышеуказанных рекомендаций – сложный процесс, требующий поэтапного внедрения и личного сопровождения.

МБОУ Центр «Перекресток», выступает с инициативой решения вышеуказанных проблем, на первых этапах организации служб школьной медиации в образовательных организациях.

Согласно плану за 2015-2016 год, будут решены следующие группы задач:

1. Проведение ознакомительных семинаров для всех педагогических работников образовательных организаций «зона компетенций».

2. Организация информационного просветительского мероприятия для родителей и обучающихся образовательных организаций, направленного на формирование мотивации к участию в работе службы школьной медиации на базе Городского Культурно-досугового Центра г. Батайск.

3. Обучение специалиста (в перспективе руководителя службы школьной медиации) - школьного медиатора по программе "Школьная медиация".

4. Сопровождение школьных медиаторов на базе «Центра разрешения споров».

Месяц реализации

Этап реализации

Примечания

Декабрь 2015-Февраль 2016

  1. 1.Семинар

«Зона компетенций».

Задачи семинара:

- обозначить и систематизировать категории проблемных вопросов, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса, обозначить зоны ответственности решения данных вопросов на более качественном уровне. Выделение отдельной категории вопросов, относящихся к полю деятельности школьного медиатора.  

- ознакомить педагогический состав образовательного учреждения с инструментом урегулирования споров и вопросами, которые являются зоной компетенции школьного медиатора.  

Место проведения:

- МБОУ СОШ г. Батайска

Участники семинара:

- весь педагогический состав школы

Ведущий семинара: Нестеренко Д.А.

Ожидаемый эффект:

- осознание педагогическим составом пользы и необходимости применения данного инструмента

- определение иных проблемных вопросов, не относящихся к категории медиации с целью дальнейшей работы с МБОУ СОШ.

Февраль 2016

Март 2016

2. Организация информационного просветительского мероприятия для родителей и обучающихся.

Задачи мероприятия:

- обозначить и систематизировать категории проблемных вопросов, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса, обозначить зоны ответственности решения данных вопросов на более качественном уровне. Выделение отдельной категории вопросов, относящихся к полю деятельности школьного медиатора.  

- ознакомить школьников и родителей с инструментом урегулирования споров и вопросами, которые являются зоной компетенции школьного медиатора.  

Место проведения:

ГКДЦ г. Батайска

Участники мероприятия:

Школьники и родители г. Батайска

Ожидаемый эффект:

- осознание школьниками и их родителями пользы и случаев необходимости применения данного инструмента

- информирование школьников и родителей о дополнительных ресурсах, призванных обеспечить решения иных видов проблем

- профилактический эффект наглядного разрешения рассматриваемых на мероприятии ситуаций

Январь 2016г.

Март 2016г.

3.Обучение специалиста по программе "Школьная медиация".

Задачи обучения:

- обозначить и систематизировать категории проблемных вопросов, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса, обозначить зоны ответственности решения данных вопросов на более качественном уровне. Выделение отдельной категории вопросов, относящихся к полю деятельности школьного медиатора.  

- теоретическая и практическая подготовка специалиста по программе «Основы школьной медиации» (72 академических часа, форма обучения – очная).

Место проведения:

Центр «Перекресток» г. Батайск

Участники:

Педагоги-психологи, социальные педагоги, иные специалисты школ г. Батайска и Ростовской области.

Ответственный:

Руководители школ, Центр «Перекресток», Нестеренко Д.А. РФ ФГБОУВО «РГУП»

Ожидаемый эффект:

- на выходе теоретически и практически подготовленные специалисты, нуждающиеся в профессиональном сопровождении

с марта 2016г

4.Сопровождение школьных медиаторов на базе «Центра разрешения споров».

Задачи сопровождения:

- теоретическая и практическая подготовка по дополнительным вопросам деятельности школьных медиаторов

- разбор существующих запросов на медиацию

- помощь и поддержка

- супервизия медиаторов

- разработка имиджа медиатора

Участники:

Центр Перекресток (ПМПК), 1 раз в месяц

Участники:

школьные медиаторы Батайска и области

Ответственный:

Руководители школ, школьные медиаторы, Нестеренко Д.А.

Ожидаемый эффект:

- школьные медиаторы постоянно совершенствуют свои навыки

- школьные медиаторы получают поддержку со стороны организатора, тренера, коллег

- школа (при отсутствии штатного медиатора) может обратиться в Центр разрешения споров, с целью получения услуги медиации

- школа в рамках сетевого взаимодействия может обратиться за помощью внештатного медиатора

Создание службы примирения на базе школы - достаточно сложный процесс, требующий поэтапного внедрения и личного сопровождения. Если я получу поддержку и содействие, то на примере города Батайска продемонстрирую эффективность предложенного подхода с перспективой трансляции положительного опыта в Ростовской области.

 

Выше предложенные меры направлены на реализацию лишь первых этапов организации службы школьной медиации в образовательной организации. Ниже приведены основные этапы и рекомендации согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № ВК-844/07 ( http://273-фз.рф/akty_minobrnauki_rossii/pismo-minobrnauki-rf-ot-18112013-no-vk-84407). В соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р, Минобрнауки России направляет методические рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях:

Основные этапы организации службы школьной медиации
в образовательной организации

Для организации школьной службы медиации необходимо решить следующие задачи:

- информировать работников образовательной организации, обучающихся и их родителей о службе школьной медиации;

- мотивировать работников образовательной организации, обучающихся и их родителей к участию в деятельности службы школьной медиации и применению метода "Школьная медиация";

- провести обсуждение деятельности службы школьной медиации среди работников образовательной организации, обучающихся и их родителей (законных представителей);

- организовать разработку согласований деятельности службы школьной медиации;

- обучить сотрудников образовательной организации, обучающихся и их родителей (законных представителей) методу "Школьная медиация";

- установить сотрудничество с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования.

 

Для решения указанных выше задач предложено реализовать следующие

ключевые мероприятия:

1. Организация информационных просветительских мероприятий для участников образовательного процесса по вопросам школьной медиации.

1.1. Проведение ознакомительного семинара для всех педагогических работников образовательной организации;

1.2. Организация ознакомительного семинара по школьной медиации для руководителя образовательной организации, его заместителей, психолога, социального педагога и 3 - 4 преподавателей;

1.3. Организация информационного просветительского мероприятия для родителей и обучающихся образовательной организации, направленного на формирование мотивации к участию в работе службы школьной медиации.

В результате реализации первого этапа создания службы школьной медиации в образовательной организации формируется инициативная группа работников этой организации, а также родителей обучающихся, готовых принимать активное участие в работе службы школьной медиации.

2. Обучение руководителя службы и ее будущих специалистов.

2.1. Обучение руководителя службы школьной медиации и ее будущих специалистов - школьных медиаторов по программе "Школьная медиация";

2.2. Проведение цикла семинаров-тренингов для родителей, проявивших интерес к работе создаваемой службы школьной медиации с привлечением сотрудников образовательной организации, прошедших обучение по программе "Школьная медиация".

3. Разработка согласований по формированию службы школьной медиации в образовательной организации.

3.1. Рассмотрение вопроса о создании службы школьной медиации и ее дальнейшей деятельности органами государственно-общественного управления образовательной организации (советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным собранием, попечительским советом и другими);

3.2. Утверждение Положения о службе школьной медиации, одобренное органом государственно-общественного управления образовательной организации.

3.3. Решение общих организационных вопросов деятельности службы школьной медиации.

4. Организация взаимодействия службы школьной медиации со всеми структурными подразделениями образовательной организации, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами и организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования.

5. Апробация практической работы службы школьной медиации по вопросам предупреждения и разрешения конфликтов, а также первичная оценка эффективности деятельности службы школьной медиации.

6. Обучение методу школьной медиации обучающихся и подготовка "групп равных".

6.1. Формирование "групп равных" из учащихся образовательной организации по двум возрастным группам: 5 - 8 классы и 9 - 11 классы.

6.2. Реализация программ обучения детей в "группах равных".

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р

 

Комментарии   

 
Дмитрий Нестеренко
+1 # Дмитрий Нестеренко 12.02.2016 05:25
Уважаемые коллеги, обучение медиаторов будет проходить с 10.00 до 17.00 в библиотеке им. М.Горького (г. Батайск) даты обучения с 15.02.2016 по 19.02.2016
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

МБУК Федеральный портал "Российское образование" ГОСУСЛУГИ